Поиск
Счетчик

Модернистское восприятие реальности

Дело, конечно, в авторской позиции, в совершенно очевидном у Миллера нигилизме по отношению ко всей «надэлементарной» современной жизни. И еще в том, что модернистское по сути восприятие реальности приобретает в данном случае характер намеренного огрубления и примитивизма.

Миллер стоит у самого начала этой тенденции, в 30-е годы еще только намечающейся, чтобы окрепнуть и со временем приобрести доминирующий характер уже в творчестве неоавангардистов 60—70-х годов. В литературе межвоенного периода сравнивать его почти что не с кем — разве что с Селином, автором «Путешествия на край ночи» (1932) и особенно «Смерти в рассрочку» (1936). Да еще с начинающим Лоуренсом Даррелом, который, впрочем, при всей близости к Миллеру все-таки не раз выговаривал ему за чрезмерную враждебность и недоверчивость ко всем явлениям современной интеллектуальной жизни.

И тем не менее, может быть и не заявив о себе манифестами и школами, тенденция, несомненно, оформилась. И была тогда же замечена. Вспомним стремление Элиота в 30-е годы отмежеваться от того, что он называл «модернизмом», имея в виду попытки покончить со всякой духовностью в искусстве и заменить философскую и этическую проблематику воплем «Не приемлю!», считая его самодостаточным, а вызвавшие его причины — оправдывающими разложение художественной материи литературы.

Комментарии закрыты.

Рубрики