Поиск
Счетчик

Американская действительность

Понятно, с какой стороны мог интересовать и даже восхищать Миллера Уитмен. Тут состыковались друг с другом, приняв вид стройной системы, многие факты. Уитмен не был связан никакими философскими и художественными концепциями своей эпохи и не обращал внимания на ее этический ригоризм, без умолчаний воспевая прекрасное человеческое тело.

Уитмен не признавал, что в жизни есть «поэтическое» и «недостойное художника»,— он охватывал американскую действительность в самых различных ее проявлениях и во всяком своем образе, во всякой мысли отталкивался от конкретных фактов бытия. Уитмен дорожил непосредственностью прямого, им самим обретенного свидетельства и довершил переворот в представлении о жанрах, создав поразительно свободную и емкую форму поэтического рассказа о себе и о времени.

Все это отвечало устремлениям Миллера. А не соответствовало им в уитменовском наследии самое главное — беспредельный демократизм, теснейшая связь с эпохой и непоколебимость гуманистического пафоса. Поэтому и вся система оказывалась построенной на ложном основании. Вернее — перенесенной на такую почву, где она решительно не могла привиться, не претерпев коренного изменения, пусть чисто внешне она выглядела почти такой же, какой была до такой пересадки.

Комментарии закрыты.

Рубрики