Писатели-реалисты
Важно отметить, что многие из тем трактуются писателями сходно. Этому способствовала близость их идейных, общественных позиций, обусловившая, в свою очередь, использование близких поэтических средств.Такой типологической чертой явилась достоверность. Отталкиваясь от традиций псевдоромантической литературы и «джентильного реализма», писатели-реалисты стремятся говорить только правду. Они отстаивают свое право на изображение жизни без всяких прикрас и умолчаний. Срывая розовый флер с американской действительности, они рассказывают о ее противоречиях и язвах.
В этих условиях приобретали большое значение фактическая сторона вопроса, истинные события, документально подтвержденные. Поэтому факт, документ, логическое доказательство входят как составные части в художественный метод писателей-реалистов.
Другой типологической особенностью, характерной для американского реализма, явилась социальная направленность, подчеркнуто социальный характер романов и рассказов.
Усиленное внимание к темам неравенства, эксплуатации, бесправия способствовало тому, что в американской литературе конца XIX в. на первый план выдвигаются жанры социального романа, реалистической новеллы, социального очерка, в которых человеческие судьбы оказываются тесно связанными с экономическими общественными, политическими условиями.
Марк Твен создает жанр очерка-памфлета. Социальная тематика пронизывает рассказы и романы Гарленда и Крейна, Норрис в «Спруте» закладывает основы американского социального романа XX в.