Реалистическая основа произведений
Как бы ни были фантастичны его произведения, в основе их всегда лежит реальная жизнь. Такова, например, «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса». В лице ее героя Смайли писатель создал не только комический, но и реальный образ. Отличительная черта Смайли — азарт, страсть к спорам.
Реалистическая основа чувствуется и в «Журналистике в Теннесси». Хотя Твен здесь опять пользуется своим излюбленным приемом — преувеличением, рассказ в гротескных образах отражает реальное положение дел в американской журналистике того времени. Намеченная здесь критика буржуазной прессы с ее беспринципностью и ложью получит дальнейшее развитие в последующем творчестве Твена.
Рассказ «Как я редактировал сельскохозяйственную газету» также является одним из известнейших юмористических произведений писателя. Его герой — временный редактор сельскохозяйственной газеты — пишет о том, что брюква растет на дереве, что гречневые блины сеют в июле, а тыква — это ягода, относящаяся к семейству апельсиновых. Но и здесь за комической формой скрывается реальное содержание. Рассказ высмеивает невежество многих американских редакторов.
Большинство юмористических произведений написано от первого лица с использованием приема «рассказ в рассказе». Важное место принадлежит в них рассказчику. Обычно он выступает в роли простака, с серьезным видом рассказывающего комическую историю («Знаменитая скачущая лягушка»), или в роли непосредственного участника событий («Как я редактировал сельскохозяйственную газету», «Журналистика в Теннесси»).
В рассказах много веселья, смеха, шуток и сравнительно мало критики в адрес американской действительности.